Регистрация    Войти
Авторизация
» » За Одессу, «ЗОСЮ» и 90-е: честные истории Александра «Банчи» Топилова

За Одессу, «ЗОСЮ» и 90-е: честные истории Александра «Банчи» Топилова

Категория: Главное за день, Моя Одесса
За Одессу, «ЗОСЮ» и 90-е: честные истории Александра «Банчи» Топилова
Это сейчас я вырос и меня ничего не интересует, кроме здоровья моих детей. А раньше, когда я был юн и полон иллюзий, у меня была страсть к двум вещам: к музыке и литературе. Забегая вперед, отмечу – ничего хорошего из этого не получилось. Но откуда мне это было знать тогда, в 15 лет? Да и не остановило бы меня это знание от прекрасных ошибок, что некоторыми «жизненным опытом» зовется. Именно в этом нежном возрасте (15 лет) я и попал в кафе «Зося» в 1990 году. Я слышал много концепций, почему именно там начала собираться околокультурная одесская тусовка, которую сейчас принято называть «богемой 90-х» (ахахахахах, видели бы вы эту богему в самый ее рассвет, а также лучших ее представителей, давно уж умерших кто от передоза, кто от алкоголизма, кто просто в тюрьме). Одни говорили, что там варят лучший в городе кофе по-турецки. Ну, насчет «лучшего кофе», который подавался исключительно в гранчаках, сказать не могу, но коньяк у них был норм. Другие считали, что «Зося» просто удачно расположена: за углом находилась Грековка (художественное училище), в паре кварталах вниз по Щепкина – исторический факультет одесского университета, в 5 минутах ходьбы по Петра Великого – музыкальное училище и консерватория. Опять же Дерибасовская за углом, Пале-Рояль тоже в 5 минутах ходьбы, Приморский бульвар разумеется (который иначе как «Примбул» и не называли-то. Сейчас из тех милых хипповских сокращений только «Поскот» в ходу остался). Третьи же настаивали на том, что просто это старая кофейня, которую подобный пипл посещал с самого ее открытия – 60-70-е. Судя по всему, именно они и были правы. Собственно, мне там сразу понравилось. С самого начала. Ха, еще бы. Я тогда только начинал постигать азы музыкального искусства (забегая вперед, отмечу – так и не постигнул), и вот мы с моим другом приехали туда на поиски музыкантов для нашей группы. И в первый же день мы их нашли. Мало того, нас тут же пригласили играть в еще один проект. Так что творческая жизнь там действительно бурлила. Музыканты, художники, поэты, театралы – все они в то время так или иначе захаживали в «Зосю». И для меня, парня с Таирова, это было бесценно, поскольку если проблемы музыкальных деконструкций Фреда Фрита или атонального джаза Орнетта Коулмена можно было обсудить и на пластиночной сходке, то о поэтике Бодлера или Малларме мне было говорить вообще не с кем до моего поступления на филологический. И я пошел знакомиться с людьми направо и налево, изначально предпочитая конечно же музыкантов и литераторов.
За Одессу, «ЗОСЮ» и 90-е: честные истории Александра «Банчи» Топилова
Первое, что меня озадачило, было следующее открытие: не все музыканты – меломаны. И даже более того – среди музыкантов меломанов очень мало. Однажды ко мне в гости зашел Чумик, известный панк и лидер группы «Вертикальная улыбка», и попросил поставить Битлз. А то как бы презирает их всю жизнь, но никогда при этом не слушал. Ну я ему и врубил сходу ленноновскую Everybody’s Got Something to Hide Except Me and My Monkey, где есть гитарный проигрыш на 8 тактов – чистый Секс Пистолз, по санду в том числе. Чумик озадаченно согласился, что это на самом деле очень хорошо. Даже прожженные, матерые хиппари (а тогда их было почти столько же, сколько сейчас хипстеров), не знали каких-то основ своей культуры. То есть что такое Джими Хендрикс они, например, знали, а вот что такое Electric Ladyland – многие уже и не в курсе были. Вообще тогда хиппи были предельно правильные. Керуак, Моррисон, Грейтфул Дэд, Изи Райдер – это все было для слабаков из культурных интеллигентных семей, типа меня. Нормальным постсовковым хиппарям местного разлива было не до этих мелочей – им бы нааскать филки на бутылку вайна да на флэт к кому-то завалиться, а потом пойти шузы свои топтать по трассе с пустым ксивником и немытым хаером (господи, откуда я еще слова-то такие помню?) Никакой идеологии, никакой философии, никакого культурного бэкграунда, только бродяжничество и алкоголизм, только хардкор. Собственно, это и есть настоящий хиппизм в своей чистой, незамысловатой форме. С писателями все обстояло еще хуже. Нет, писатели/поэты, конечно же, знали литературу очень хорошо, что их выгодно отличало от музыкантов. Но лучше бы не знали. Честно. Во-первых, вот это вот знание условного Аполлинера сильно их возвышало в собственных глазах над «толпой». Ну а во-вторых, это уже вообще-то тянет на преступление – писать говеные стихи, зная при этом, что такое хорошая поэзия. Невероятный пафос, взгляд, устремленный исключительно вглубь себя, колхозный дзен-буддизм, культ БГ (да-да-да, он был именно у местных поэтов, а вовсе не музыкантов), адепты серебряного века – все это навевало смертельную тоску и уныние, и, если ты все же попадал в их компанию, главным было унести оттуда ноги до того, как начиналась графомания в виде поэтических чтений. «Я хиппи, мой удел скитаться» - хотите верьте, хотите нет, но это реальные строки реального поэта. Впрочем, тогда, в начале 90-х, этого ужаса было мало, зато было много веселых альтернативщиков, которые прекрасно стебались и экспериментировали в поэтической форме над всем сущим. А расцвет графоманского ада пришелся, наверное, на конец 90-х – начало 00-х. Да так и не закончился, кстати. Вот почему я начал тусоваться с художниками. Там все оказалось просто. Большинство из них были отличными, отвязными молодыми людьми, которые эстетизировали форму, а не идею. Они были начисто лишены «пафоса творца», они были в контексте времени. Cure, Depeche Mode, 4AD и прочие Siouxsie and the Banshees я услышал именно от них. И, кстати, они очень гармонично коммуницировали с местными же панками. С настоящими панками в смысле, которые были настолько панки, что даже группу свою сколотить не могли. Вообще Одесса в этом смысле притягивала всякий сброд. Многие питерские да московские ехали в Крым через Одессу, и часть из них здесь так и оседала. Интересные были персонажи. Разносторонние. Хорошо, что они остались в прошлом.
За Одессу, «ЗОСЮ» и 90-е: честные истории Александра «Банчи» Топилова
А через год «Зося» закрылась на ремонт. Все переместились сначала в соседнюю «Зеркалку» на Гаванной, а потом и в «Таверну», где началась совсем уже другая эпоха, другие люди, другая культура, другие наркотики, другое время. Эх, веселые были деньки. Сейчас-то что? Полюбил ты, к примеру, Фрэнка Заппу, зашел в интернет, нашел сообщество на эту тему, да и общайся себе до полного изнеможения. А раньше встретить единомышленника было абсолютно бесценным. Да и разве Заппа сейчас интересует кого-то? Нет. Только стартапы, коворкинги, коучинги и прочие кейсы да лайфхаки. Представляете себе айтишника, пришедшего в кафе на поиски кого-то, кто продвинет его IT-стартап? Хотя, постойте… Вполне себе представляю… И даже видел такие встречи неоднократно. Так что же это получается? Что ничего не поменялось? Просто кафешки стали коворкингами, хиппари – хипстерами, а околокультурный балласт масс гармонично и незаметно реинтегрировался в толпы айтишников. Так что тоска по 90-м как-то надумана. Время как время. Люди как люди. Всегда так и было. Всегда так и будет.

Источник: https://lotsia.com.ua
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
КОММЕНТАРИИ (0)

Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Решите пример: 12 - 6 (ответ прописью)   Ответ:
Введите код:

Хотите высказаться?
Рекомендуем вам авторизоваться или зарегистрироваться на сайте, в этом случае вы сможете подписаться на комментарии к статьям и видеть информацию, скрытую от анонимных посетителей.
Тэги:
2 мая в Одессе, авария, бюджет, власть, депутат, дом Руссова, ДТП в Одессе, Зеленый театр, коррупция, кража, Майдан, медреформа, мэр, националисты, Одесгорэлектротранс, ПриватБанк, прокурор, Россия, Руслан Тарпан, Руслан Тарпан биография, Руслан Тарпан Компромат, Руслан Тарпан меценат, Саакашвили, санкции, Снегопад, строительство, суд, Супрун, США, Тарпан, Тарпан Инкор, Тарпан компромат, Тарпан Магнат, Тарпан суд, Тарпан Хищение, театр, трамвай, Труханов, Труханов мэр, Труханов суд

Показать все теги

Кажется, вы используете блокировщик рекламы. Вместе с рекламой он может отключать фото, видео и другие важные элементы. Добавьте Одесса 24 в исключения, и всё будет в порядке.

Как это сделать или Как это сделать