Регистрация    Войти
Авторизация
» » Биндюжник, водовоз и еще три исчезнувшие одесские профессии

Биндюжник, водовоз и еще три исчезнувшие одесские профессии

Категория: Новости Одессы и региона, Моя Одесса
Биндюжник, водовоз и еще три исчезнувшие одесские профессии

Если бы из Одессы середины XIX века разом исчезли все представители этих профессий, город погрузился бы в хаос. Хорошая идея для сериала, кстати. Но мы решили пойти другим путем и рассказать о профессиях, которые когда-то были так важны, а сейчас или исчезли, или трансформировались до неузнаваемости.

Водовоз

Одной из главных проблем Одессы долгие годы был недостаток пресной воды, о котором писал еще Пушкин в «Путешествии Онегина»:

Однако в сей Одессе влажной

Еще есть недостаток важный;

Чего б вы думали? – воды.

Потребны тяжкие труды…

Спасали город водовозы, возившие бочки воды с Малого и Большого Фонтанов и из Водяной балки, нынешней Балковской. Профессия была востребованной и весьма доходной, ведь вода была не дешевой — ее продавали по копейке или две за ведро. В 1831 году газета «Одесский вестник» опубликовала общий учет воды, поступающей в город: Большой Фонтан давал около 840 бочек, Рашковский Фонтан — 602 бочки, а два ключа Среднего Фонтана – 659 бочек. В одной бочке — 30 ведер.

«А тем временем несчастье шлялось под окнами, как нищий на заре. Несчастье с шумом ворвалось в контору. И хотя на этот раз оно приняло образ еврея Савки Буциса, но оно было пьяно, как водовоз».
ИСААК БАБЕЛЬ. ОДЕССКИЕ РАССКАЗЫ

Имелись у профессии и свои недостатки — за пределами города грузные телеги вязли в земле после любого, даже самого мелкого, дождя. И выехать в предместья во времена порто-франко было все равно что перейти границу государства, поэтому тысячи водовозов с пустыми бочками вечером скапливались возле Тираспольской заставы, проходя таможенный досмотр.В середине XIX века было несколько попыток построить в Одессе водопровод, одну из них предпринял таганрогский купец Тимофей Ковалевский. Его водопровод, построенный в 1853 году, доставлял воду с Большого Фонтана в металлический бак на пересечении Старопортофранковской и Большой Арнаутской улиц. Отсюда ее тоже брали водовозы и развозили по городу. И даже после того, как в 1873 году был торжественно открыт первый фонтан, к которому была подведена днестровская вода, профессия водовоза не теряла актуальности, ведь на многие улицы воду еще долгое время приходилось доставлять старым проверенным способом — бочками.

Трубочист

В доме №86 (по прежней нумерации – №82) на улице Новосельского находилась Городская ремесленная управа. Ремесленные цеха были преимущественно немецкие, здесь мастера получали свидетельства на право работы, набирали подмастерьев и учеников, здесь же устраивались ремесленные школы. Здесь же находился цех трубочистов.Одесские трубочисты формировали особые артели, которые брали то или иное домовладение на постоянное или разовое обслуживание. Еще в начале XIX века каждая пожарная часть Одессы имела в штате присяжного трубочиста, в обязанности которого входило следить «за чисткой обывательских труб и о случае неисправности их доносить брандмейстеру». Все расходы на содержание брандмейстера, трубочиста, лошадей, водолейных труб и инструментов покрывались за счет ратгауза (городского правления, заведовавшего городскими доходами и судебными делами).Краевед Олег Губарь в статье о том, как был устроен одесский доходный дом, пишет: «Разумеется, трубочисты обязаны были иметь соответствующие документы и контролироваться дворниками. Однако довольно часто под видом трубочистов в дома проникали жулики, выносившие на себе белье, развешенное для просушки на чердаках, а то и более ценные вещи. Так, в «Одесском вестнике» за 1867 год я обнаружил сообщение о краже «трубочистами» мокрого белья на сумму в 350 рублей! Для сравнения: 20 пудов отборного кофе в те годы стоили 300 рублей, ведро пива — от 1 рубля 40 копеек до 1 рубля 50 копеек, а скрипка Николо Амати — 500 рублей.В той же газете от 3 октября 1870 года сообщается о настоящем трубочисте, который с голодухи стащил прямо из кастрюли, в которой варился суп, лучший кусок говядины".

Извозчик

Представители этой профессии чаще всего попадали в газетные новости: то высшие чины администрации прокатятся в экипаже и заметят, что извозчики «появляются на улицах в неряшливом виде с ветхими и негодными дрожками и упряжью» и полиция заберет у них номера, без которых они не имеют права заниматься извозным промыслом. То наоборот, в газете отметят, что лошади одесских извозчиков в жаркие дни появляются на улицах в соломенных шляпах, поля которых кокетливо загнуты, а на некоторых — букетики живых цветов или бантики.

"Впрочем, кокетство в данном случае обнаруживают не столько, разумеется, лошади, сколько извозчики. Шляпы же носятся годами, переходя часто от одной лошади к другой. Экономно. Вот-бы кое-кому поучиться у лошадей!"
Или кто-то напишет в газету гневное письмо о том, что «существующая у нас извозчичья такса почему-то теряет свою силу после 11—12 часов ночи. Особенно ее игнорируют извозчики, стоящие около Куликова Поля. Ни один из них не тронется с места, не спросив предварительно цену, в полтора-два раза превосходящую полагающуюся по таксе».А в июне 1914 года «Одесские новости» выпустили заметку под заголовком «Извозчики-спортсмены»: «Извозчики Болотин и Серегин, будучи в состоянии невменяемости, устроили между собой оригинальное состязание.— Чья лошадь перегонит?Дрожки бешено мчались по мостовым, прохожие в страхе разбегались по сторонам.Состязание окончилось очень печально для обоих участников — их задержали и направили в участок.Серегину все же захотелось показать удаль своей лошади — он снова помчался. Последняя попытка окончилась для Серегина печальнее первой — дрожки опрокинулись, Серегин упал и лишился сознания.За неосторожную езду мировой судья приговорил спортсменов к штрафу в 5 р. каждого».Представители профессии попадали не только в газеты, но и в кино. Один из самых ранних фильмов, где можно наблюдать виды Одессы — это «Ночной извозчик» 1928 года. Драматический фильм, действие которого происходит в конце Гражданской войны, заканчивается «автокатастрофой» пролетки на Потемкинской лестнице.Извозчики были наемными рабочими в подчинении содержателя биржи, которому они сдавали всю выручку в обмен на ежемесячное жалование. При этом за здоровье и прокорм лошади отвечал сам извозчик. Прежде, чем выехать на улицу, экипаж должен был быть зарегистрирован в городской управе, необходимо было предоставить три справки: от врача-ветеринара о состоянии лошадей, из полицейского участка наемных работников и от биржевого старосты. После уплаты годового налога содержателем биржи извозчикам выдавались удостоверения и номера на экипажи.Путеводитель по Одессе 1904 года писал, что наиболее распространенный тип одесского извозчика — однотонная пролетка без крыши, ее можно найти на всех улицах в любое время. Пролетки с крышей следует искать на углу Екатерининской и Ланжероновской, фаэтоны на резиновых шинах и «рысаки» — на углу Екатерининской и Дерибасовской, а кареты и ландо — на Соборной площади
Фонарщик
Самое первое уличное освещение появилось в Одессе еще в 1811 году, когда по распоряжению герцога Ришелье в центре города было установлено 200 фонарей на сале, налитом в плошки.В 1818 году их количество удвоилось, и они горели до двух часов ночи, после этого времени фонарщики огонь тушили, а в лунные ночи не зажигали фонари вообще. В 1824 году сало в фонарях заменили на конопляное масло. Такие фонари светили тускло, и горожане обычно шутили, что фонарщики присваивают масло себе на кашу.В Одессе первый газовый фонарик зажегся 1 ноября 1850 года. Всего их установили 24 штуки —  в начале Ришельевской и Пушкинской, на Приморском бульваре, на пересечениях Екатерининской с Ланжероновской и Дерибасовской. Ранние газовые фонари не могли светить без фонарщика — городского служащего, зажигающего фонари и следившего за их исправностью. На той же «ремесленной» улице Новосельского, в доме №64б, даже размещалась артель фонарщиков газового освещения города.А время зажигания газовых фонарей устанавливала Обсерватория, специалисты которой решали не только сложные научные задачи, но и практические городские.

Биндюжник

Слово «биндюжник» вошло в одесскую речь из украинского, идиш и немецкого одновременно, и торжественно заняло свое почетное место в числе самых употребляемых одесских слов. Причем не обязательно в прямом смысле: Пить как кто? Ругаться как кто?

"Каждое слово произносилось с величайшим отвращением, как бы между двух плевков через плечо. Так говорили уличные мальчишки, заимствующие манеры у биндюжников, матросов и тех великовозрастных бездельников, которыми кипел одесский порт".

ВАЛЕНТИН КАТАЕВ "ВСТРЕЧА".

Биндюжники перевозили основную массу грузов из порта и в порт обратно, и без них промышленность Одессы в XIX и начала XX века просто встала бы, а город запрудили бы бесчисленные телеги с зерном. Ведь порт в то время был не только самым важным торговым объектом города, но и одним из самых важных в империи.Поэтому биндюжники, своеобразно монополизировав бизнес грузоперевозок — из всех грузовых повозок въезд в город был разрешен только платформам биндюжников,— запрашивали за свои услуги довольно дорого. В литературе до сих пор можно встретить легенды о биндюжниках, которые ездили в трех экипажах – в одном сам, в другом шляпа, в третьем пальто. Или о серебряной биндюге на золотых колесах, которую биндюжники презентовали своему главе в качестве трона.У биндюжников была своя синагога, которую упоминает Леонид Утесов в книге «Спасибо, сердце!»:«Какая это была свадьба! Начну с того, что у меня было всего пять рублей. Я взял свою незаконную жену под руку, и мы… отправились в синагогу…

Требовалось золотое кольцо. Хорошо еще, что по еврейским обычаям нужно только одно. Кольцо у меня было. Медное. Позолоченное. Но нужны еще десять свидетелей. А где их взять? Никто из родственников и знакомых ничего не должен был знать.
Меня выручил синагогальный служка. В последний момент он выскочил на улицу, где обычно кучками стояли биндюжники — это была их синагога, — и крикнул: «Евреи, нужен минен (обрядовое число свидетелей на свадьбе. — Маяк)! По 20 копеек на брата». Они вошли в синагогу, огромные, бородатые, широкоплечие гиганты. Они были серьезны и величественны. От них пахло дегтем и водкой».

Источник: https://mayak.org.ua/news/bindjuzhnik-vodovoz-i-eshhe-tri-ischeznuvshie-odesskie-professii/
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
КОММЕНТАРИИ (0)

Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Решите пример: 8 - 6 (ответ числом)   Ответ:
Введите код:

Хотите высказаться?
Рекомендуем вам авторизоваться или зарегистрироваться на сайте, в этом случае вы сможете подписаться на комментарии к статьям и видеть информацию, скрытую от анонимных посетителей.
Тэги:
2 мая в Одессе, авария, бюджет, депутат, дом Руссова, ДТП в Одессе, Дубинина, Инкор, коррупция, кража, Майдан, медреформа, мэр, националисты, Одесгорэлектротранс, порт, ПриватБанк, прокурор, Россия, Руслан Тарпан, Руслан Тарпан биография, Руслан Тарпан Компромат, Руслан Тарпан меценат, Саакашвили, санкции, Снегопад, строительство, суд, Супрун, США, Тарпан Инкор, Тарпан компромат, Тарпан Магнат, Тарпан суд, Тарпан Хищение, театр, трамвай, Труханов, Труханов мэр, Труханов суд

Показать все теги

Кажется, вы используете блокировщик рекламы. Вместе с рекламой он может отключать фото, видео и другие важные элементы. Добавьте Одесса 24 в исключения, и всё будет в порядке.

Как это сделать или Как это сделать