DataLife Engine / Руслан Тарпан: Возрождать прошлое

Руслан Тарпан: Возрождать прошлое

С самых первых лет своей общественной и профессиональной деятельности, Руслан Тарпан одержим идеей возрождения исторического центра Одессы. Как глава бюджетной комиссии Одесского горсовета, член постоянной комиссии по охране объектов культурного наследия,  был одним из инициаторов создания муниципальной Программы сохранения исторической застройки города, отстаивал спасение более 400 строений-памятников, которые находились в неудовлетворительном техническом состоянии (ветхом и аварийном), обращаясь с обращениями, заявлениями, предложениями в различные органы государственной власти и управления. В результате к 2007 году компания «Инкор-Групп» провела комплексную реставрацию фасадов архитектурного ансамбля Екатерининской площади. Работа была титаническая. Специалисты компании не жалели своих сил, на помощь пришли и ученые, и краеведы – все были охвачены стремлением как можно скорее увидеть возрожденную площадь. Только работа в архивах заняла более двух месяцев. На разработку проектно-сметной документации ушло 6 месяцев. Был сделан глубокий химико-технологический анализ слоев краски, находившейся на фасадах зданий Екатерининский площади, что  помогло установить и восстановить цвета фасадов в их первоначальном виде. Всего было отреставрировано 8 зданий, воссоздано 6 тыс. элементов лепного декора, чугунные элементы всех балконов и ворот.

Комплексно были  заменены ливневки и системы отвода воды на крышах, балконах и окнах.

По завершению реконструкции Екатериниской площади можно было приступать к реставрации других архитектурных памятников Одессы, но Программа сохранения исторической застройки города была закрыта.  Руслан Тарпан вновь вступает в борьбу за спасение «старой» Одессы. В результате, в 2010 году Одесский горсовет принимает решение о реставрации более 20 памятников архитектуры города. И уже через некоторое время город получил отреставрированные фасады зданий на улицах Софиевская, Ришильевская, Преображенская, Садовая, Греческая, Пастера, Белинского и других. В числе этих зданий – дом Бабеля и дом Утесова, в котором после реставрации открыли квартиру-музей Леонида Утесова.

Серьезным экзаменом за зрелость стала реконструкция гостиницы «Большая Московская», которая украшает Дерибасовскую два века. В 1904 году ее спроектировал архитектор Лев Влодек в трендовом стиле модерн.

Началу реконструкции предшествовали семь месяцев работы специалистов компании в одесских и венских архивах (последние годы Л. Влодек провел там).

На объекте работало более 150 специалистов. Высококлассных мастеров-реставраторов собирали по всей Украине. У них была ответственная задача - воссоздать вручную все объемные декоративные фигуры фасада.

После реконструкции здесь можно увидеть 22 тысячи элементов лепного декора. Львы, маски, листья – все это отсутствовало, и было восстановлено вручную мастерами, на счету которых реконструкция замков Баварии и уникальные объекты в Тоскане.

Уважая изначальный проект основателей гостиницы, при реконструкции компания «Инкор групп» восстановила и хрустальные шары. Их привезли их Италии, а их размер  – 3,4 м. Освещение внутри шаров также сделано по самым последним технологиям.

Оливковый цвет, в который сейчас окрашен фасад, согласно исследованиям, изначально был выбран архитектором Влодеком для своего шедевра в стиле русский модерн. Именно его и взяли за основу при реконструкции фасада здания.

В ожидании возрождения другой объект. В 2000 году компания приобретает памятник архитектуры – гостиницу «Спартак». Была проделана колоссальная работа над проектом реставрации объекта и использование его как гостиницы. Однако, в конце 2004 года был принят новый закон об охране памятников, ужесточивший требования к реставрации зданий данной категории. В результате готовый проект ушел в никуда… Компания приступила к разработке нового проекта, предполагавший оставить по периметру здания несущие стены, изменив только внутреннюю планировку.

Проект прошел всю согласовательную процедуру, стоившую больших денег. Однако,  когда в 2008 году вскрыли штукатурку, в несущих стенах были обнаружены многочисленные щели, в которые свободно проходили ладони руки. Руслан Тарпан понял: чтобы они не делали, сколько бы денег ни потратили, несущая способность этих стен восстановлению не подлежит. Кроме того, здание не представляло культурной ценности. Сначала оно было двухэтажным, потом архитектор Гонсиоровский сделал его трехэтажным, а в 1895 году последняя семья, которая там проживала, надстроила еще один этаж – четвертый. Здание было лишено статуса памятника архитектуры и было снесено. Но, работа над проектом здания была продолжена. В результате проект прошел согласование с центральным органом охраны памятников, с разработчиком историко-опорного плана Одессы, со всеми центральными действующим институтами страны. Вопрос реализации проекта «завис» на уровне города, в управлении городской архитектуры: по мнению одних специалистов здание должно быть восстановлено в его прежнем виде, по мнению других – новый проект гармонично вписывается в исторический образ Одессы, не обедняет, а обогащает его.

25-05-2018, 11:05
Вернуться назад