Что не так с новым законом?
Эксперты в медицинской сфере и объединения пациентов крайне отрицательно восприняли законопроект. Бывшая и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун написала на своей странице в Facebook, что "народные депутаты сделали шаг к тому, чтобы лишить украинцев жизненно важных лекарств и вакцин".
Благодаря этому формату закупок Украина впервые на 100% обеспечена вакцинами, предусмотренными Календарем прививок, а украинцы имеют доступ ко многим необходимым препаратам. Согласно действующему законодательству, международные организации могут осуществлять закупки до марта 2020, но выглядит, что это слишком далекая перспектива для планирования нового парламента, – написала Супрун.
Негативно отреагировали на решение парламента и некоторые международные партнеры Украины.
Зачем Украине помощь международных организаций?
Вплоть до 2015 года государственными закупками препаратов занималось само министерство здравоохранения. Процесс часто буксовал и срывался. В стране систематически не хватало необходимых препаратов и материалов. А из-за того, что закупки производились через посредников, стоимость препаратов резко возрастала. Наконец, в 2014-15 годах начались перебои с закупками лекарств. Доходило до того, что невозможно было даже сделать необходимые прививки новорожденным (например, БЦЖ).
В 2015 году систему госзакупок начали реорганизовывать. Закупками медикаментов стали заниматься UNICEF, ПРООН и другие международные организации. Они заключали договора напрямую с производителями. Если в 2014 году таких прямых контрактов было всего 0,5% от всех закупок лекарств, то в 2017 году их число выросло до 74%.
Прямые контракты и отсутствие коррупции в международных закупках позволили снизить стоимость препаратов и сэкономить до 40% бюджетных средств. Это позволило закупать больше лекарств и для большего количества пациентов.
Может ли государство покупать лекарства самостоятельно?
С самого начала закупки медикаментов международными организациями планировались как временная мера. В перспективе большинство закупок государство должно осуществлять самостоятельно. Для этих целей в 2018 году создали национальное агентство "Медицинские закупки Украины". В правительстве рассчитывали за два года плавно перейти на закупки препаратов этим агентством. Однако нынешний законопроект предусматривает передачу закупок уже со следующего года.
В самом Минздраве сомневаются, что можно отказаться от помощи международных организаций уже с 2020 года. В министерстве указывают, что на данный момент отсутствуют законодательные основания, которые позволят национальному агентству работать в этом направлении так же эффективно, как международные организации. Более того, неизвестно даже, насколько агентство реально готово заниматься закупками.
Передача системы закупок может вызвать перебои в поставках из-за обжалования сделок участниками рынка и отсутствием заинтересованности поставщиков украинским рынком. Кроме того, вероятно подорожание препаратов.
Чем грозит срыв процесса закупок?
Если процесс госзакупок сорвется, то тысячи пациентов в Украине могут остаться без препаратов. В общественной организации "Пациенты Украины" утверждают, что больше всего пострадают дети и взрослые с онкологическими и сердечными заболеваниями, а также пациенты с редкими болезнями. Дело в том, что необходимые им препараты зачастую имеют короткий срок хранения и сложную процедуру доставки.
Под угрозой окажется и закупка вакцин. Их производство – длительный процесс, поэтому договора заключаются на годы вперед. Все вакцины, которые сейчас поступают в Украину, закуплены и привезены детским фондом UNICEF. Фонд гарантирует качество производства и доставки, безопасность и эффективность вакцин. Смена покупателя может нарушить процесс поставки качественных вакцин в страну.
Что будет дальше?
Народный депутат Украины, экс-замминистра здравоохранения Ольга Стефанишина рассказала УСИ, что система международных закупок позволила обеспечить лечение пациентам, нуждающимся в ургентном стентировании при инфаркте, а также на 100% обеспечить лекарствами программы лечения туберкулеза и ВИЧ. От срыва поставок пострадают, в первую очередь, пациенты с тяжелыми заболеваниями.
Процедура закупки вернется или в Министерство здравоохранения, что является критически нежелательным сценарием, или перейдут к предприятию "Медицинские закупки Украины". Тут тоже есть проблема. Чтобы это агентство так же само эффективно делало закупки, как международные организации, нужно внести изменения в законодательство. И этих изменений должно быть достаточно много, чтобы дать возможность государственному предприятию выходить на международные торги: упрощение регистрации, освобождение от НДС и так далее. Изменения нужно принять, а потом еще имплементировать. Для этого нужно время, так как принятые законы не сразу вступают в действие, – говорит Ольга Стефанишина.
Депутат отметила, что некоторые лекарства госпредприятие вообще вряд ли сможет купить. Например, препарат для детской онкологии "Космоген" нужен только небольшому количеству пациентов, в Украине он не зарегистрирован – поэтому производителю не интересен украинский рынок. Только авторитет международных организаций дал возможность обеспечить украинских пациентов этим препаратом.
Сложная ситуация и с вакцинами
Среди производителей нет конкуренции, и они вряд ли пойдут на тендер в украинскую систему Prozorro. Эта система эффективна, когда есть конкуренция, тогда производители соревнуются и снижают цену. В случае вакцин есть только один производитель, и наоборот, нужно работать на международном уровне так, как это делает UNICEF. Эта организация закупает лекарства более чем для 100 стран в мире. Поэтому они имеют долгосрочные заказы и лучшую цену. Производители откровенно говорят: если они даже зайдут в Украину, они никогда не дадут такую цену, как для UNICEF, так как эта организация закупает вакцины в огромном количестве, – рассказывает Ольга Стефанишина.
Депутат отмечает, что, согласно законопроекту, механизм международных закупок остается для Министерства обороны. Это кажется странным: Минобороны никогда не занималась закупками через международные организации, а у Минздрав, который эффективно пользовался этим механизмом, эту функцию почему-то хотят забрать.
Впрочем, законопроект приняли пока только в первом чтении. Ольга Стефанишина и ее единомышленники планируют до второго чтения внести в текст изменения.
Уже есть позиция председателя комитета "Здоровье нации". Он готов подавать эти изменения и продолжать закупки для лекарств и медицинских изделий на 2 года, а для вакцин – навсегда, – говорит депутат.
Ольга Стефанишина рассчитывает, что уже в следующем году госпредприятие переберет на себя некоторые программы. Предполагается, что агентство "Медицинские закупки Украины" станет инструментом закупок для больниц: будет заключать рамочные договора, соединять несколько закупок, чтобы больницы имели возможность закупать медикаменты дешевле.
Важно понимать, что существует 40 национальных программ, 1300 позиций, которые закупаются централизовано. Суть реформы в том, чтобы вообще переформатировать этот процесс. Например, часть лекарственных средств будет передана в программу реимбурсации. Стенты будут входить в стоимость услуги, которую будет платить Национальная служба здоровья Украины. После лечения НСЗУ заплатит за лечение включительно со стентом. Так что, это будет вопрос больницы, как именно обеспечить наличие этого стента, – говорит Стефанишина.
Однако, по словам депутата, все это – перспектива нескольких лет.
Мы не можем сейчас покупать лекарства по одной цене, а потом опять покупать их втрое дороже, – отмечает Стефанишина.