Внешний государственный долг за прошлый год снова вырос. Все разговоры о его снижении — не более чем ложь и манипуляции.
В пересчете на жителей страны обязательства каждого работающего украинца за 2016 год выросли на 20,5 тыс. гривен — почти до 117 тыс. гривен. Как растут долги государства и почему без помощи простых украинцев Киеву не справиться?
Буквально в ноябре минфин Украины радостно сообщал о том, что госдолг страны сократился на 1,2% — до 67,54 млрд долларов. Однако сравнение шло с началом ноября.
Если подвести итоги года, то становится понятно, что на самом деле долг страны продолжает расти и поводов для радости совершенно нет.
Государственный и гарантированный государством долг Украины по итогам 2016 года вырос на 300 млрд грн, или 11,1 млрд долларов — до 71 млрд долларов — и составил около 82% ВВП, говорится в отчете аналитической группы Case Ukraine, опубликованном в соцсети Facebook.
Существенный прирост долга дал заем МВФ на 1 млрд долларов, а также размещение еврооблигаций на 1 млрд долларов.
Американцы расщедрились лишь на такие небольшие подачки, иначе долг Украины вырос бы куда существенней. Однако госдолг растет не только благодаря кредитам от МВФ и других международных организаций. Более трети роста долга принесла докапитализация Приватбанка после его национализации, говорится в отчете.
В итоге, посчитали эксперты Case Ukraine, обязательства каждого работающего украинца за 2016 год выросли на 20,5 тыс. гривен — до 116,7 тыс. гривен, в том числе на Приватбанк в этой сумме приходится 6,6 тыс. гривен. Для сравнения: средняя зарплата на Украине на ноябрь 2016 года составляет 5,4 тыс. гривен. То есть сумма долга равна почти двухлетней заработной плате простого украинца.
Государство спасло оказавшийся на грани банкротства крупнейший коммерческий банк в стране, принадлежащий олигарху Игорю Коломойскому. С одной стороны, у государства не было выбора — банкротство столь крупного банка обвалило бы всю финансовую систему страны. С другой стороны, Нацбанк Украины несколько лет делал вид, что не замечает проблемы, накапливавшиеся в банке.
Тогда как спасение банка два года назад обошлось хотя бы в значительно меньшую для простых украинцев сумму.
Одни считают, что Приватбанк достался государству из-за ухудшения отношений Игоря Коломойского и Петра Порошенко. Другие видят в этом хищение средств украинским олигархом при негласном одобрении сверху.
История темная и коррумпированная, ровно как и многие действия Нацбанка Украины по очистке банковского рынка от якобы нечистоплотных банков.
На самом деле последнее сообщение минфина Украины о том, что госдолг Украины уменьшился, — это обычная ложь власти, которая привыкла перекручивать факты, объясняет украинский экономист Александр Охрименко. И это подтверждается не только анализом группы Case Ukraine, но и статистикой, размещенной на самом сайте минфина Украины.
По ее данным, на 1 декабря 2016 года внутренний госдолг Украины составляет 560 млрд гривен (20,72 млрд долларов). До Майдана (на 31 декабря 2013 года) внутренний госдолг Украины был в два раза меньше — 284 млрд грн.
Внешний госдолг на 1 декабря составляет 45,7 млрд долларов. Для сравнения: до Майдана внешний долг составлял всего 37,6 млрд долларов.
Откуда же берутся возгласы о снижении внешнего долга Украины, приписываемые как победа то главе НБУ, то президенту страны Петру Порошенко? Зачастую понятие внешнего долга просто подменяется термином «валовый внешний долг».
Если посмотреть на статистику валового внешнего долга, то за последние два года он действительно снижается: на 1 января 2015 года — на 11%, до 126,3 млрд долларов, на начало 2016 года — еще на 6%, по итогам первого квартала 2016 года — на 1,2%.
Однако валовый внешний долг включает в себя сумму внешнего госдолга и негосударственный внешний долг, то есть задолженность коммерческих банков и компаний перед внешними кредиторами.
В итоге валовый внешний долг снижается, но исключительно благодаря тому, что частные компании снижают свою задолженность. Тогда как государственный внешний долг продолжает расти — с 37,6 млрд долларов до Майдана до 45,7 млрд долларов в конце 2016 года.
Причем оба эти разнонаправленных процесса вскрывают как раз серьезные проблемы в экономике Украины. То, что внешний долг частных компаний снижается, — это плохо. Это означает, во-первых, бегство капитала, во-вторых — что они не могут брать новые кредиты для своего развития.
Часть частных компаний сворачивает свою деятельность, банкротится, другой части просто не дают взаймы, учитывая, что рейтинги многих компаний мусорные, как и у самой Украины.
Рост государственного внешнего долга означает рост кабальной зависимости от Запада. Недавно МВФ подсчитал, что Украине в ближайшие годы надо будет ежегодно находить по 4–9 млрд долларов на погашение внешних долгов (именно государственных).
Это особенно печально на фоне того, что новые кредиты идут не на развитие реальной экономики, а по большей части на оплату старых долгов, пополнение ЗВР, войну в Донбассе и коррупцию.
По сути, Киев берет деньги в долг, чтобы погасить старые внешние долги, и так по кругу. Погашать старые долги без новых просто не получается. Ведь доходы от экспорта и гастарбайтеров падают.
Неудивительно, что аналитики Bank of America Merrill Lynch Research сделали не очень утешительный прогноз для Украины: в ближайшие годы у нее будут проблемы с выплатами по внешнему госдолгу.
Это значит, что Украину ждет новый дефолт или очередная реструктуризация задолженности (перенос основных выплат на более дальний срок).
О притоке зарубежных инвестиций можно забыть, они будут незначительны, внешняя торговля будет дефицитной, требующей валюты для его покрытия. Все это означает катастрофические проблемы с золотовалютными резервами на Украине. А это равносильно новой панике и хаосу в экономике страны.
Спасти Украину от этого могут только сами украинцы, в том числе гастарбайтеры, считает Охрименко.
Согласно данным НБУ, за 11 месяцев 2016 года регулятор скупил на межбанковском валютном рынке 2,3 млрд долларов, которые пошли частично (1,6 млрд долларов) на увеличение золотовалютных резервов Украины, частично на погашение внешних долгов и покрытие дефицита внешней торговли.
«Что же это за валюта, которую скупал НБУ на межбанке? На данный момент главным источником для формирования золотовалютных резервов Украины является наличная валюта, которая обращается на территории Украины, и та валюта, которую привозят в страну гастарбайтеры», — объясняет Охрименко.
Курс гривны в этом году удалось более-менее стабилизировать, в итоге украинцы начали продавать свои доллары из-под подушки или просто появилась необходимость тратить накопления на черный день.
И вот за счет этих внутренних ресурсов Украина может решить все свои проблемы с внешними долгами, считает эксперт.
Ведь, если верить данным НБУ, на Украине обращается около 97 млрд наличных долларов. Только за три последних года украинцы забрали из банков наличной валюты на сумму около 16 млрд долларов. Банкам многие не доверяют, учитывая, как часто их ликвидирует НБУ. Кроме того, регулярно около 4–5 млрд долларов на Украину поступает от гастарбайтеров.
Ольга Самофалова
Источник: http://www.vz.ru/economy/2017/1/10/852829.html