В Одессе хлеб и хлебобулочные изделия всегда пользовались большим спросом. Если в первые несколько лет после основания города пекарня была всего одна – солдатская, то за пару десятилетий их количество измерялось уже несколькими десятками, а в конце девятнадцатого века достигло 108 единиц.
Первыми одесскими хлебниками были греки и итальянцы, и торговали они исключительно на Греческом либо Старом базаре (Вольном рынке).
В начале девятнадцатого века, когда город наводнили немцы, хлебное дело приобрело особую популярность. Немецкие предприниматели открывали мелкие частные хлебопекарни: одни из них ориентировались на выпечку хлеба, другие ? на кондитерское производство.
Очень интересно, что в Одессе существовало еще и четкое этническое разделение хлебопечения. Покупатель по желанию мог выбрать хлеб немецкий, греческий, французский, русский, пшеничный, либо ржаной. А приезжие покупатели высоко ценили так называемые «франзоли», то есть, калачи с маком и бублики с кунжутом, которые выпекали греческие пекари. В России же одесские франзоли называли «французскими булками».
Несмотря на высокое мастерство одесских хлебопеков и отличные вкусовые качества производимой продукции, в прессе того времени встречаются весьма курьезные случаи повествующие о том, что в Одессе практически не существовало ни одного трезвого хлебопека.
К примеру, популярная газета «Одесский вестник» за 1876 год сообщает следующее: «Можно с полной уверенностью сказать, что ни в одном классе рабочих не развито до такой степени пьянство, как между пекарями… Иногда попадается между ними и трезвый человек, но зато товарищи смотрят на такого как на урода и на живой для себя укор. Соблазняют трезвенника разными уловками или выживают из корпорации».
Далее, эта же газета рассказывает о разных спекуляциях, к которым прибегали мелкие предприниматели: «Чтобы постоянно выгадывать, пекари либо продают неполновесный хлеб, либо потихоньку набавляют цену ? полновесные деньги».
Очень быстро одесситы придумали хлебу и другое, отнюдь не пищевое, применение, используя его в качестве тайника. Все та же газета «Одесский вестник» повествует о том, что полицейские обнаружили в полновесной буханке хлеба тайник. Таким манером одесские мазурики замаскировали уворованные 53 рубля, кольца и другие ювелирные изделия.
Еще один неприятный случай, связанный с хлебом, приключился с одесским фельдшером Еврейской больницы. «Фельдшер Еврейской больницы представил некоторым врачам названной больницы купленные им третьего дня три бублика на углу Болгарской и Мясоедовской улиц. В двух из этих бубликов обнаружены клопы, а в третьем перья и мочалка», ? пишет «Одесская жизнь» от 1890 года.
В начале двадцатого века практически все хлебопекарни города были частными. Самые крупные из них ? Амботьелло, Георгала, Дитмана, Дурьяна, Либмана, Мелиссарато, Робина и Фанкони.
Общественных хлебопекарен в Одессе насчитывались единицы. Так, Городская хлебопекарня находилась на Слободке-Романовке, пекарня Одесского женского благотворительного общества на Молдаванке и пекарня при Доме трудолюбия на Пересыпи.
Источник: http://viknaodessa.od.ua/