Украинские политики, включая высшее руководство страны, впали в панику, после того, как Конституционный суд Украины признал неконституционными отдельные положения закона о предотвращении коррупции и структуры, курирующие эти самые предотвращения – НАБУ, НАПК и пр.
В частности, признаны не соответствующими Основному закону положения о наделении президента Украины полномочиями создавать НАБУ, назначать на должность и освобождать от должности его директора, определять трех человек в состав комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора бюро, определять одного члена комиссии внешнего контроля для проведения независимой оценки (аудита) эффективности деятельности НАБУ, его операционной и институциональной независимости и утверждать положение о Совете общественного контроля и о порядке его формирования.
28 июля КСУ признал неконституционным указ президента Украины от 16 апреля 2015 года о назначении Артема Сытника директором НАБУ. По мнению авторов представления - 51 народного депутата, тогдашний глава государства Петр Порошенко вышел за пределы своих конституционных полномочий и нарушил запрет на узурпацию государственной власти. Также, утверждали депутаты, указ противоречит положениям Конституции, где содержится исчерпывающий перечень полномочий президента Украины.
27 октября Конституционный суд принял решение по делу по представлению 47 народных депутатов Украины, отменив статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за недостоверное декларирование.
НАБУ тут же разразилось воплями о «зраде».
«Решение Конституционного Суда Украины, которым отменена уголовная ответственность за недостоверное декларирование, является политическим. В такой способ КС Украины не только легитимизирует намерения политиков и чиновников скрыть от общества незаконно приобретенное состояние, но и защищает интересы отдельных судей КСУ, чье недостоверное декларирование расследуется в рамках уголовных производств», - говорится в сообщении ведосмтва.
В свою очередь в КСУ прояснили вопрос по поводу е-деклараций. По словам пресс-службы, КСУ не мог выделить в своем решении право не проверять декларации только судей, потому отменил эту норму для всех категорий чиновников.Проверять судей должны иметь право только органы судебной ветви власти.
«Да, так будет какое-то время, пока законодатель не урегулирует ситуацию. Да, сейчас по факту эти нормы ни к кому не применяются, потому что так законодатель сформулировал норму, что ее нельзя разделить», - сказал Игорь Слиденко.
28 октября из-за решения КСУ Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции закрыло доступ к Единому государственному реестру деклараций. Сегодня НАПК уже заявило, что КСУ фактически препятствует назначению победителей выборов, так как «Конституционный Суд Украины лишил НАПК доступа к государственным реестрам, необходимых для проведения специальной проверки деклараций кандидатов на руководящие должности в органы власти».
Также сегодня подоспело заявление секретаря СНБО Алексея Данилова, который открыто заявил, что действия «определенных органов государственной власти» несут угрозу национальной безопасности Украины.
«Решение определенных органов государственной власти носят антигосударственный и антиконституционный характер», - заявил Данилов.
Он считает, что их отдельные действия несут угрозу национальной безопасности Украины.
Вслед за этим Владимир Зеленский назначил срочное заседание СНБО.
«Президент Украины Владимир Зеленский созвал срочное закрытое заседание Совета национальной безопасности и обороны для определения мер неотложной надлежащей реакции государства на новые угрозы и вызовы национальной безопасности и обороне страны», — указывается в заявлении.
Как говорится в сообщении офиса, в последнее время в стране появились признаки того, что отдельные субъекты пытаются пересмотреть «ключевые части общественного договора на Украине, которые предусматривают нулевую толерантность к коррупции и любой формы непрозрачности в государственном управлении».
«Президент предложит членам СНБО обсудить ситуацию, которая сложилась в национальной безопасности страны, и принять соответствующие решения», — добавляется в заявлении.
Что ж, некоторые политики, давно и прочно «сидящие на игле антикоррупции» упорно не хотят с нее слезать, вплоть до того, что объявляют решения КСУ – не обязательными к выполнению.
«Нельзя не уважать решения судов, но нельзя не констатировать, что решение суда создает проблему не только для развития страны, но и для отношений с нашими партнерами, которые способствовали становлению этих органов… Очень скоро вы увидите конкретные шаги в этом направлении», — сказал глава МИД Дмитрий Кулеба сегодня на брифинге.
По его словам, Украина должна обеспечить работу антикоррупционной системы в стране любыми способами.
Между тем эксперты и политологи сошлись в битве – кто прав, а кто нет.
«Я это приветствую. Просто под видом борьбы с коррупцией, антикоррупционные органы набивали себе цену и пытались влиять на всю независимость Украины. Декларирование и борьба с коррупцией, как показала история, очень слабо связаны», – считает управляющий партнер юридической компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
А вот политолог Руслан Бортник считает, что ничего кардинально не изменится.
«Пока это – приглашение к торгу. Ничто кардинально не изменилось. Антикоррупционные модели, “НАПК/НАБУ/САП/Антикорсуд” были выстроены в результате договоренности между Петром Порошенко и Западом. И люди на Западе сменились, да и Петра Порошенко в этой модели уже нет. Я бы не спешил называть это “переворотом” – посмотрите, Артем Сытник (руководитель НАБУ), несмотря на решение Конституционного суда остается в должности – кадрового решения по нему до сих пор. Переписав нормы реформы, будет необходимо полнотсью перезагрузить все антикоррупционные органы – а это весьма перспективная для власти история. Я бы не исключал, что к этому приложил руку и Игорь Валерьевич (Коломойский – Авт.), у которого идут свои торги на ином уровне. Олигархи также хотят новый баланс – без Порошенко и с другими людьми на Западе», - говорит он.
Но как бы там ни было, теперь действительно видно, на благо кого работают нынешние политики и чьи указки они исполняют. Далі буде.