После начала агрессии РФ против Украины в Крыму активное содействие этому международному преступлению осуществляется со стороны Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства (далее – РМРС, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8) и ее представительства на территории Украины - Частного акционерного общества "Региональное управление в Украине Российского морского регистра судоходства" (далее – РУУРМРС, 100% акций принадлежат РМРС) путем осуществления классификационного надзора за торговыми судами под флагом Украины, а также гидросооружениями портов АР Крым, незаконно "национализированными" подконтрольными структурами РФ в Крыму.
Начиная с 2014 года массово и неправомерно РМРС в юрисдикции РФ и РУУРМРС на территории Украины незаконно выдавали документы "национализированным" судам для перерегистрации их под флаг РФ.
В частности, были перерегистрированы:
- 2 украинские паромы и 3 сухогрузных судна, приписанные до оккупации к крымским портам и раньше зарегистрированные под украинским флагом;
- суда портофлота (пассажирские прогулочные, лоцманские и рабочие катера; буксиры; портовые тендеры; плавучие краны; дноуглубительные суда; мусоросборщики), которые прикреплены к портам Крыма.
Все они находятся в государственной собственности Украины и стали "национализированными", а де-факто - военными трофеями оккупантов;
- суда, независимо от флага, что находились на время начала оккупации на ремонте в крымских судостроительных и судоремонтных предприятиях или на отстое в крымских портах;
- яхты, которые стояли в крымских яхт-клубах и стоянках на время начала оккупации;
- рыболовецкий флот, который принадлежал разным крымским владельцам.
Кроме того, РМРС осуществляет надзор за эксплуатацией и ремонтом судов, посещающих АРК, и тем самым нарушает порядок въезда на оккупированную территорию.
За период с 18 марта 2014 по настоящее время в "черный список" морских судов, которые побывали в портах оккупированного Крыма, внесено более 260 торговых плавсредств под флагами 32 стран.
При этом, несмотря на разнообразие флагов, большинство судов находится под наблюдением РМРС (полный список судов-нарушителей опубликован на сайте www.blackseanews.net по адресу: http://www.blackseanews.net/read/120380).
Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 01.10.2014 №1114-р (с изменениями) РМРС исключено из перечня признанных Украиной иностранных классификационных обществ, а сделки между РМРС и компетентными органами власти Украины, которые осуществляют регистрацию судов под флагом Украины, подлежат расторжению.
Несмотря на указанное, РМРС и РУУРМРС через широкую сеть представительств на территории Украины (Киев, Одесса, Черноморск, Измаил, Херсон, Мариуполь, Николаев, и др.) продолжают осуществлять свою деятельность на территории Украины, и принимают непосредственное участие в обеспечении деятельности инфраструктуры аннексированной территории Крымского полуострова путем надзора за строительством судов, классификационного надзора (сертификации) треннинговых центров, учебных заведений, портовых объектов Автономной Республики Крым и г. Севастополь, а также осуществление надзора за эксплуатацией судов, нарушающих порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее.
Разветвленная система представителей РМРС в портовых городах Украины полностью подконтрольная Минтрансу и другим федеральным органам РФ, и используется государством-агрессором для нанесения вреда экономической безопасности Украины, в частности, в сфере торгового мореплавания.
И все это на фоне приобретения морским транспортом в условиях полной сухопутной блокады Крыма уникального и эксклюзивного значения для снабжения Крыма основными товарами и пассажирских перевозок.
Так, до оккупации Крыма, морской транспорт не играл решающей роли в пассажирских и грузовых перевозках в регионе.
Основные транспортировки выполнялись железнодорожным и автомобильным транспортом с материковой части Украины, а также авиационным транспортом через аэропорт "Симферополь".
К 2014 году самыми заметными составляющими морских перевозок в Крыму были:
- морские круизы до Ялты и Севастополя;
- морской экспорт зерна из терминалов в Севастополе и Керчи;
- морской экспорт нефтепродуктов из нефтебазы Феодосии;
- морской реэкспорт сжиженного природного газа из терминалов в Керчи;
- морской импорт разнообразных товаров из Турции регулярными паромными линиями Зонгулдак - Евпатория (товары широкого потребления) и Зонгулдак-Севастополь (новые легковые автомобили).
После оккупации и аннексии Крыма Россией происходило постепенное сокращение сухопутных перевозок в Крым из материковой Украины. В конце декабря 2014 года полностью прекратилось железнодорожное сообщение. В октябре-ноябре 2015 года введена полная транспортная блокада Крыма относительно автомобильной грузовой перевозки.
Также заблокирована отдельная железнодорожная ветка с Херсонской области до завода "Крымский титан" на севере Крыма, наибольшего производителя двуокиси титана и минеральных удобрений, в частности на экспорт. Как результат, роль морского транспорта для оккупированного Крымского полуострова коренным образом изменилась.
В частности, до окончания строительства моста через Керченский пролив, то есть до конца 2018 и 2019 годов (соответственно, по автомобильному и железнодорожному мостам), морской транспорт дал возможность для военных перевозок, то есть доставки на оккупированный полуостров личного состава воинских частей, боевой техники и предметов снабжения в контексте милитаризации полуострова и его превращения в крупную военную базу.
Тем не менее сегодня действует ряд решений Европейского союза, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, других государств, которые ввели санкции относительно России вследствие оккупации и аннексии Крыма.
В целом содержание таких санкций запрещает мероприятия иностранных судов к портам Крымского полуострова, а также экспорт и импорт продукции и услуг по его территории, в частности страхование, инвестиции и прочие.
В контексте указанного, по мнению экспертов, целесообразным станет и адекватное реагирование политического руководства Украины на деятельность указанных российских структур во вред национальным интересам Украины с последующим ужесточением режима как их профильного функционирования, так и пребывания представителей последних в нашей стране.














