23 июля, в Брюсселе Украина и Европейский союз подписали Меморандум о взаимопонимании. Дополнением к документу стало Кредитное соглашение о предоставлении Украине 1,2 млрд евро.
Какие обязательства взял на себя Киев в обмен на кредит от европейцев – анализируют Vesti.ua.
Гостинцы от дяди еврокомиссара
Кредитная программа рассчитана на год и предусматривает выделение двух траншей по 600 млн евро. Заем выдается на 15 лет (до 2035 года), а процент за пользование средствами составляет 0,125% годовых. Деньги будут направлены на поддержание макрофинансовой стабильности в Украине, а также на продолжение структурных реформ. То есть, эти средства будут направлены в золотовалютные резервы Национального банка Украины, и не могут быть использованы, непосредственно для покрытия дефицита бюджета. Первый транш поступит сразу после ратификации меморандума Верховной Радой.
Премьер-министр Денис Шмыгаль поспешил заявить, что реализация условий новой программы будет победой для Украины:
"Сегодняшнее подписание Меморандума о взаимопонимании и Кредитного соглашения, в рамках которых Украина получит 1,2 млрд евро, добавляет нам уверенности в экономической стабильности страны и продолжении реформ, которые обеспечат благосостояние наших граждан. Новая программа макрофинансовой помощи амбициозная, но реалистичная, а ее удачное внедрение будет общей победой как для Украины, так и для ЕС".
Поблагодарил европейцев за "поддержку" и президент Владимир Зеленский: "Благодарен за поддержку макроэкономической стабильности и процесса реформ в Украине в условиях преодоления последствий Covid".
Исполнительный вице-президент Еврокомиссии по направлению "Экономика, работающая для людей" Валдис Домбровскис подчеркнул исключительный характер подписанных соглашений:
"В качестве части нашей цели помочь нашим соседям справиться с пандемией мы предоставим Украине срочную макрофинансовую помощь на 1,2 млрд евро. Это намного больше, чем мы предоставляем любым другим партнерам. Это также показывает нашу продолжающуюся поддержку реформ в Украине".
Кроме того, Домбровскис сделал акцент на том, что ЕС продолжит свое сильное вовлечение в поддержку ориентации Украины на реформы и стратегического пути, выбранного страной и напомнил о грядущем пакете финансовой помощи.
"ЕС продемонстрировал солидарность с Украиной перед лицом пандемии. И в прошлом месяце согласовал пакет поддержки на 119 млн евро. Я знаю, что эта помощь уже достигает украинских семей, медиков, малого бизнеса и организаций гражданского общества, помогая им в столкновении с кризисом", - выразил уверенность еврочиновник.
Откровенно говоря, слова европейского бюрократа о “продолжении сильного вовлечения ЕС в поддержку украинских реформ в Украине” звучат скорее как угроза. Это более чем прозрачный намек на то, что европейцы будут очень жестко спрашивать Украину о результатах "инвестиций в реформы". А фраза о том, что европейская помощь достигает украинских медиков и доходит до малого бизнеса, может вызвать разве что ироническую улыбку в ответ на эту "лукавую непосредственность" евробюрократа.
Первый транш ЕС перечислит сразу после того, как Верховная Рада одобрит меморандум и кредитную сделку. А для получения второго транша Украине нужно будет выполнить ряд требований. Стоимость кредита, действительно, чрезвычайно выгодна, учитывая чисто символическую процентную ставку и пятнадцатилетний срок погашения. Если судить только по этим параметрам, то заем и вправду можно назвать безвозмездной помощью.
Но вся суть меморандума с ЕС заключается именно в перечне дополнительных условий. Часть условий повторяет уже взятые Украиной обязательства в рамках меморандума с МВФ, а другая часть - конкретизирует требования западных партнеров к украинской стороне. Рассмотрим наиболее значимые "маяки" требований ЕС.
Еще раз о судах и антикоррупционных органах
Хотя полный текста меморандума с ЕС еще не опубликован, но в сообщении на сайте Кабмина приводится перечень из 8 обязательств, которые должна выполнить Украина для получения второго транше кредита:
1) повышение прозрачности и эффективности медицинских закупок;
2) внедрение реформы налоговой и таможенной администраций и реализации планов налоговой и таможенной реформ;
3) усиление независимости, добропорядочности, эффективного функционирования судебной власти;
4) усиление прозрачности и эффективности системы государственного управления, независимости и эффективности работы антикоррупционных органов и прокуратуры;
5) расширение полномочий частных исполнителей, восстановление активов в государственных банках;
6) принятие в первом чтении проекта закона о создании нового агентства (органа) для расследования серьезных экономических и финансовых преступлений;
7) введение нормативно-правовой базы корпоративного управления для государственных предприятий;
8) улучшение функционирования рынка газа.
В целом, большинство пунктов дублирует те "структурные маяки" реформ, которые Украина уже обязалась выполнить перед МВФ. Очевидно, что требование в части медицинских закупок предусматривает сохранение системы "им. Супрун". То есть, госзакупками медицинских препаратов для Украины должны ведать исключительно западные фонды и организации. К этому же пункту относится и требование предоставить западным партнерам полный отчет о расходах "антикоронавирусного" спецфонда бюджета.
Продолжение таможенной и налоговой реформы также на "особом контроле" МВФ. Реформы предусматривают создание из налоговой и таможенной служб единого юридического независимого органа и разработки условий "прозрачного" конкурса по избранию его руководства. Вполне очевидно, что "независимость" органа в данном случае подразумевает независимость от государственных органов власти Украины и лояльность внешним игрокам. Безусловно, условия конкурсного отбора должны быть прописаны таким образом, чтобы западные партнеры имели возможность влиять на назначение того руководства, которое должно "вызвать доверие".
К слову, премьер Шмыгаль поспешил заявить, что в рамках налоговой реформы и требований ЕС, Государственная фискальная служба будет ликвидирована уже к концу года.
"Это один из маячков для второго транша. Это фактически условие для второго транша. До конца года мы должны утвердить концепцию реформирования государственной налоговой службы", - подчеркнул глава Кабмина.
Созвучны с требованиями в меморандуме с МВФ и пункты об "усилении независимости и добропорядочности" судебной системы. Запад открыто требует принять законодательные нормы, которые создадут механизм внешнего управления функционированием судебной ветви власти. Если очень упрощенно описать суть, то речь идет о ключевых квалификационных комиссиях, отвечающих за кадровые назначения в судебной системе. Запад требует, чтобы в этом процессе решающий голос имели "уважаемые иностранные специалисты".
Абсолютно понятным выглядят и требования относительно поддержки антикоррупционных органов. Как мы уже писали ранее, НАБУ, САП и Высший антикоррупционный суд – это цельная правоохранительная и судебная система, которая контролируется внешними игроками для "дрессировки" местных политиков и чиновников. С помощью этого инструмента Запад всегда имеет возможность "подергать" за коррупционные дела всех, кто сошел с “праведного пути либеральных реформ" и предал европейские и евроатлантические ценности.
Госуправление и контроль над государственными активами
А теперь рассмотрим те пункты меморандума с ЕС, которые более конкретны или не являются частью обязательств перед МВФ.
Во-первых, это создание нового агентства (органа) для расследования серьезных экономических и финансовых преступлений. Скорее всего, это будет аналог НАБУ в сфере финансового контроля. С помощью такого "финансового ФБР" Запад будет отслеживать все перемещения средств и активов управленческой, политической и олигархической верхушкой Украины без помощи всевозможных органов финансовых разведок. В таких условиях внешние игроки достигнут максимальной лояльности и дисциплинированности "туземной элиты".
Во-вторых, это корпоративное управление государственными компаниями - создание независимых наблюдательных советов в ТОП-10 госкорпорациях. Система набсоветов, состав которых формируется в основном из иностранных граждан, создает механизм внешнего управления всем государственным сектором экономики. Это крупнейшие госкорпорации, начиная от "Нафтогаза" и "Энергоатома", заканчивая "Укзразизныцей" и "Укрпочтой". Условия "независимости" этих органов определена таким образом, что именно иностранное лобби контролирует деятельность госкомпаний при минимальном вмешательстве в их работу Кабмина в целом и профильных министерств в частности. Ранее президент Зеленский очень точно описал суть этих "надстроек" при госкомпаниях.
"При всем уважении к нашим международным партнерам, при всей благодарности за их помощь, сегодня граждане нашей страны в наблюдательных советах наших предприятий чувствуют себя национальным меньшинством. Мы не ставим под сомнение прозрачность или эффективность работы иностранцев. Это лишь вопрос справедливости и нашего чувства субъектности".
Впрочем, гарант так и не инициировал никаких практических решений, чтобы набсоветы перестали быть заповедником иностранного лоббизма за деньги государственного бюджета.
В-третьих, это продолжение реформы государственного управления. Vesti.ua подробно писали о создании сети директоратов при каждом министерстве в Кабмине. Де-факто, директораты – это "теневые офисы", которые формируют и осуществляют функции государственного управления. Их руководство и персонал комплектуется из "грантоедов" и "соросят", которые напрямую получают зарплату из грантов на реализацию реформы госуправления.
Характеризуя эту структуры, мы писали: "Реформа системы управления – это важнейший процесс преобразований бюрократического базиса структуры государственных институций. Созданные директораты влияют и вырабатывают ключевые решения в политике Украины: от закона о бюджете и изменении правил налогообложения, до законов о языковой и культурной политики государства.
В результате реформы сложилась парадоксальная ситуация, когда чиновники, отвечающие за принятие важнейшие государственных решений, набраны из грантоедских организаций и получают зарплату от иностранных государств. Для страны, которая считает себя суверенной, это вопиющая ситуация. Это говорит о том, что внешние игроки имеют контрольный пакет акций в управленческой системе Украины".
Ломтики суверенитета
В целом, подписанный меморандум с ЕС и условия кредитования Украины, стали очередным эпизодом добровольного обмена государственного суверенитета на кредитные подачки, гордо именуемые "помощью".
Сужение национальных суверенитетов государств в условиях процесса глобализации не является чем-то априори негативным. Эта тематика активно изучается современными теориями о сущности суверенитета. Национальные государства осознанно идут на сужение государственного суверенитета в обмен на преференции от участия в наднациональных глобальных проектах (на примере того же ЕС).
Но в случае Украины страна встраивается в периферийный процесс глобализации. Нас вынуждают расставаться с суверенитетом без малейших преференций, еще и заставляя выполнять требования, которые больше напоминают грабительские условия займа в ломбарде.